Литератор
» » Подвиг нашего земляка
» » Подвиг нашего земляка

    Подвиг нашего земляка

    Владимир КоноваловГерой-подводник из Запорожской области Владимир Коновалов. Подвиг моряка-подводника. Герой  отправил на дно целую дивизию противника!

    С кратчайших дистанций врагов мы топили,
    Врываясь в их порт через минный редут.
    Глубинные бомбы по корпусу били...
    Железо сдаёт, но бойцы не сдадут!
    Герой Советского Союза, командир
    подводной лодки «М-172»
    И. И. Фисанович


    В этом очерке я хочу рассказать читателям  о нашем земляке, Герое Советского Союза Владимире Константиновиче Коновалове. Имя его малоизвестно, хотя он совершил подвиг, равного которому не знает история.
    Нет его фамилии ни в названиях запорожских улиц, ни в сборниках, посвящённых нашим землякам – Героям Советского Союза. Собирая материалы к 100-летию Героя,  я решил как-то исправить эту несправедливость. Разыскал в Санкт-Петербурге его сына, стал с ним переписываться. Обратился к руководству и неравнодушным людям в Розовском районе, к ветеранам-подводникам. 
    В день 100-летия Владимира Коновалова у школы, где он учился и где установлен  памятник герою-земляку,  прославившему нашу запорожскую землю, прошёл митинг, в Запорожье на Аллее Славы собрались ветераны-подводники, а в местных газетах появились материалы о подвиге.  Вспомним  и мы с вами об этом героическом человеке и вместе перелистаем страницы его  удивительной биографии. Итак...

    Родился  Владимир Коновалов  5 декабря 1911 г.  в сельскохозяйственной колонии Надёжная Екатеринославской губернии (сейчас это – село Надёжное Пролетарского сельсовета Розовского района Запорожской области). Работа в хозяйстве, борьба с трудностями закалили его физически, воспитали волю и характер. В годы гражданской войны семья Коноваловых переселилась в Юзовку (теперешний Донецк). Здесь прошли детство и юность нашего героя. В 1932 г. Владимир закончил 3 курса вечернего рабфака при Индустриальном институте города Сталино (ныне это Донецкий Национальный технический университет). 
    Пленённый морской романтикой, Коновалов  по комсомольской путёвке поступил в Ленинградское Высшее Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе, которое закончил в 1936 г. Перспективный офицер получил назначение на Черноморский флот, штурманом подводной лодки «М-51». Но командование решило иначе. С августа 1936 по июнь 1938 года  Владимир занимал различные должности в морской авиации Черноморского флота.
    Несколько  раз лейтенант Коновалов подавал рапорты по команде с просьбой перевести его в подплав. И  добился своего: в июне 1938 г. он возвращается штурманом на подводную лодку «Д-4» («Революционер»). 
    После переподготовки на Высших специальных курсах командного состава,  в ноябре 1940 г. старший лейтенант Коновалов становится штурманом, а вскоре – помощником командира подводной лодки «Л-3» («Фрунзевец») Краснознамённого Балтийского флота. Это был  подводный  минный заградитель, предназначенный для постановки мин и оснащённый торпедами для атаки судов противника. 
    26 июня 1941 года во второй половине дня подводная лодка «Л-3» вышла в море в свой первый боевой поход для минирования подступов к порту Мемель.  На поставленных экипажем лодки  минах подорвались и затонули три вражеских транспорта и тральщик. Второй боевой поход был осуществлён 15 июля к главной базе фашистского флота на Балтике – Пиллау – с целью минирования фарватера. Вскоре было установлено, что немецкие тральщики начали очищать от мин фарватер, чтобы обеспечить выход кораблей. Подводники решили выждать, когда тральщики вернутся на базу, – и вновь заминировали фарватер. На поставленных минах вскоре подорвались и пошли ко дну два транспорта противника.  По сведениям из военных источников, за период с июня 1941 по конец 1942 г. подлодка  «Л-3» участвовала в четырёх боевых походах, при этом на минных постановках и в результате торпедных атак было потоплено или повреждено 12 судов противника.  Особенно удачным выдался август 1942 г., когда наша подводная лодка торпедировала танкер водоизмещением 15000 т, миноносец и 4 транспорта, а на поставленных ею минах подорвались ещё два судна и немецкая подводная лодка. Весь экипаж лодки в октябре был награждён правительственными наградами, а старпом капитан-лейтенант Коновалов – высшей наградой Родины – орденом Ленина.
    В ноябре 1942 г. на поставленных лодкой минах подорвались ещё 5 транспортов противника.
    22 марта 1943 г. Коновалов принимает командование лодкой, которая к тому времени стала гвардейской. И вот тогда в полной мере проявились его выдающиеся командирские способности. Каждый боевой поход вошёл в историю подводной войны, как образцовый с точки зрения военного искусства. Новаторский подход командира обеспечивал блистательные победы. 
    Побед приходилось добиваться, сталкиваясь с огромными трудностями. Вплоть до второй половины 1944 г.  советский Балтийский флот был практически намертво заперт немцами и финнами в Ленинграде и Кронштадте. Выход любого надводного корабля был абсолютно невозможен из-за многоярусных минных полей и простреливавшейся  артиллерией противника  морской акватории. За это Балтику называли «супом с клёцками». Прорваться в Финский залив удавалось только подводным лодкам, и то с большими потерями. За этот период лодкой под командованием Коновалова было совершено 3 боевых похода в южную часть Балтийского моря. Было потоплено десять судов противника: пять торпедами и пять подорвались на минах. 
    В начале февраля 1945 г.  у Земландского полуострова «Л-3», действовавшая в сложных условиях малых глубин,  торпедировала  вражеский корабль, который вёл артиллерийский обстрел наступающих советских войск. Во время контратаки на лодку было сброшено 28 глубинных бомб. За этот подвиг весь экипаж лодки (54 человека) был награждён медалями «За взятие Кенигсберга». 
    А теперь подробнее о главном подвиге Владимира Коновалова.

    Апрель 1945-го.  Преодолев  противолодочный барьер в Финском заливе,  подводная лодка заняла позицию на выходе из Данцигской бухты, неподалёку от маяка на полуострове Хела. Опасаясь атаки советских кораблей, противолодочные силы фашистов держали под контролем буквально каждый квадрат морской поверхности и глубин. Уже было известно о потоплении 30 января другим знаменитым  советским подводником-балтийцем, близким другом Владимира Коновалова, Александром Маринеско,  вражеского судна «Вильгельм Густлов» водоизмещением 25484 т, а 10 февраля ещё одного – «Генерал Штойбен» водоизмещением 14660 т, на  которых находилось около 9 000 фашистов. Немцы удвоили бдительность. 

    В ночь с 16 на 17 апреля море  сильно штормило. Подводная лодка уже четвёртые сутки находилась в этом районе. Командир не покидал свой пост у перископа. Акустики замерли в ожидании: не раздастся ли в наушниках шум винтов приближающегося корабля противника. Ближе к полуночи ими был обнаружен караван: большое судно в сопровождении  двух эсминцев. Как оказалось впоследствии, это был   военный транспорт «Гойя» водоизмещением  более пяти тысяч тонн. Транспорт спешно уходил на Запад,  на его борту находилось более 7200 гитлеровцев –  фашистские недобитки, удиравшие из Восточной Пруссии под ударами Советской Армии. Коновалов отдал приказ подготовиться к атаке. Положение осложнялось тем, что для сближения с целью подводной лодке нужно было развить максимальную скорость, а это возможно только в надводном положении, когда могли развить полную мощность  её дизельные двигатели. И Коновалов пошёл на этот огромный  риск. Командование фашистской эскадры и подумать не могло, что найдётся смельчак, способный практически в открытую пройти с ней  параллельным курсом.  Расстояние между лодкой и транспортом постепенно сокращалось. Дистанция залпа составляла около полутора километров. Громадный силуэт фашистского транспорта – под прицелом! Все замерли в напряжённом ожидании. Проходят томительные минуты... Ещё один маневр, чтобы поразить цель наверняка... Всё! Атакуем!  На часах – 23.52. Следуют  команды Коновалова: «Носовые торпедные аппараты... товсь!», а затем: «Пли!». Один за другим последовали два залпа. Торпеды попали точно  в цель. Раздалось два мощных взрыва, громадный вражеский транспорт стал стремительно уходить под воду и затонул через 7 минут после торпедной атаки. Так наш герой  отправил на дно целую дивизию противника! 

    По  официальному свидетельству военных историков, гибель «Гойи» стала самой крупной катастрофой в истории мореплавания (как среди военных, так и среди гражданских судов), а командир советской подводной лодки – своеобразным «мировым рекордсменом» среди подводников. Для сравнения: на знаменитом «Титанике» людей погибло в пять раз меньше – 1517 человек.
    После этой атаки Коновалов дал команду на срочное погружение и уже в подводном положении, путём сложных маневров,  сумел оторваться от преследования противника, которое длилось два с половиной часа.
    Возвращаясь на базу, Коновалов « по пути» потопил ещё один транспорт противника. Это был удачный во всех отношениях поход!
    Когда подводили итоги боевых операций на Балтике, оказалось, что «Л-3» заняла первое место среди подводных лодок  по количеству и тоннажу потопленных вражеских судов.
    Командующий Балтийским флотом адмирал В. Ф. Трибуц сказал в июне 1963 г.: « По искусству кораблевождения, по использованию оружия, по тактике – словом, по всем боевым показателям, – «Л-3» не имела себе равных!»  Пять членов экипажа гвардейского минзага «Л–3» приняли участие в параде Победы. А в наши дни  рубка подводной лодки была установлена в Москве,  в Парке Победы на Поклонной горе.   

    Увы, подвиг Коновалова не был  достойно освещён ни в военной печати, ни в гражданской прессе. А ведь аналогичные потери врагу  общевойсковая армия могла нанести лишь в многодневных кровопролитных боях, теряя при этом не одну тысячу своих бойцов... 
    К сожалению, это была не первая несправедливость, с которой пришлось столкнуться выдающемуся подводнику. Представленный за уничтожение «Гойи» к званию Героя Советского Союза, он получил его только 8 июля 1945 г., одним из последних среди советских военных моряков. В послевоенных публикациях, посвящённых героям-морякам, упоминание о том, что Коновалов – Герой Советского Союза, кавалер трёх орденов Ленина, двух орденов Боевого Красного Знамени,  полководческого «Ордена Ушакова» II степени,  Отечественной войны I степени, Красной Звезды и многих медалей, зачастую отсутствовало. 
    Наверное,  Владимир Коновалов, человек  прямой и принципиальный, привыкший без страха смотреть в глаза смерти, превыше всего ценивший дружбу и взаимовыручку, воинский долг и порядочность, презиравший подхалимов и трусов, не у всех окружающих вызывал чувство восторга.

    После окончания войны герой-подводник продолжал служить на флоте, окончил в 1950 г. Военно-Морскую академию. 7 мая 1966 г. Владимир Константинович стал контр-адмиралом. С любимой супругой Лидией  они вырастили замечательных сыновей – Марка и Евгения, которые пошли по стопам отца и  стали офицерами-подводниками, капитанами первого ранга, командирами океанских подводных лодок-ракетоносцев. Офицером-подводником стал и внук Коновалова.
    29 ноября 1967 г. Владимир Константинович Коновалов скончался от инфаркта. Так  безвременно оборвалась жизнь  легендарного подводника.  Он не дожил всего неделю до 56-ти... Хоронили своего боевого  товарища тысячи военных моряков-балтийцев. А над Невой и Финским заливом  чайки в этот осенний день  кричали особенно жалобно...

    © Геннадий Любашевский, Запорожье

     


    Автор:



    Похожие новости
  • Писатели России в Харькове
  • Зачем писателям МСПСы?
  • Заводные революции
  • Комментарии

    Уважаемый Автор!

    Спасибо за интересный очерк.

    Хотел бы обратить Ваше внимание на одну неточность. Вы написали: "я решил как-то восстановить эту несправедливость". Восстанавливают справедливость! Зачем восстанавливать несправедливость? Видимо, Вы хотели устранить её, но выразились не точно.

    С уважением, Леонид Михайлович.




  • Добавить комментарий

    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Новые статьи
Книги

Подвиг нашего земляка

Владимир КоноваловГерой-подводник из Запорожской области Владимир Коновалов. Подвиг моряка-подводника. Герой  отправил на дно целую дивизию противника!

С кратчайших дистанций врагов мы топили,
Врываясь в их порт через минный редут.
Глубинные бомбы по корпусу били...
Железо сдаёт, но бойцы не сдадут!
Герой Советского Союза, командир
подводной лодки «М-172»
И. И. Фисанович


В этом очерке я хочу рассказать читателям  о нашем земляке, Герое Советского Союза Владимире Константиновиче Коновалове. Имя его малоизвестно, хотя он совершил подвиг, равного которому не знает история.
Нет его фамилии ни в названиях запорожских улиц, ни в сборниках, посвящённых нашим землякам – Героям Советского Союза. Собирая материалы к 100-летию Героя,  я решил как-то исправить эту несправедливость. Разыскал в Санкт-Петербурге его сына, стал с ним переписываться. Обратился к руководству и неравнодушным людям в Розовском районе, к ветеранам-подводникам. 
В день 100-летия Владимира Коновалова у школы, где он учился и где установлен  памятник герою-земляку,  прославившему нашу запорожскую землю, прошёл митинг, в Запорожье на Аллее Славы собрались ветераны-подводники, а в местных газетах появились материалы о подвиге.  Вспомним  и мы с вами об этом героическом человеке и вместе перелистаем страницы его  удивительной биографии. Итак...

Родился  Владимир Коновалов  5 декабря 1911 г.  в сельскохозяйственной колонии Надёжная Екатеринославской губернии (сейчас это – село Надёжное Пролетарского сельсовета Розовского района Запорожской области). Работа в хозяйстве, борьба с трудностями закалили его физически, воспитали волю и характер. В годы гражданской войны семья Коноваловых переселилась в Юзовку (теперешний Донецк). Здесь прошли детство и юность нашего героя. В 1932 г. Владимир закончил 3 курса вечернего рабфака при Индустриальном институте города Сталино (ныне это Донецкий Национальный технический университет). 
Пленённый морской романтикой, Коновалов  по комсомольской путёвке поступил в Ленинградское Высшее Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе, которое закончил в 1936 г. Перспективный офицер получил назначение на Черноморский флот, штурманом подводной лодки «М-51». Но командование решило иначе. С августа 1936 по июнь 1938 года  Владимир занимал различные должности в морской авиации Черноморского флота.
Несколько  раз лейтенант Коновалов подавал рапорты по команде с просьбой перевести его в подплав. И  добился своего: в июне 1938 г. он возвращается штурманом на подводную лодку «Д-4» («Революционер»). 
После переподготовки на Высших специальных курсах командного состава,  в ноябре 1940 г. старший лейтенант Коновалов становится штурманом, а вскоре – помощником командира подводной лодки «Л-3» («Фрунзевец») Краснознамённого Балтийского флота. Это был  подводный  минный заградитель, предназначенный для постановки мин и оснащённый торпедами для атаки судов противника. 
26 июня 1941 года во второй половине дня подводная лодка «Л-3» вышла в море в свой первый боевой поход для минирования подступов к порту Мемель.  На поставленных экипажем лодки  минах подорвались и затонули три вражеских транспорта и тральщик. Второй боевой поход был осуществлён 15 июля к главной базе фашистского флота на Балтике – Пиллау – с целью минирования фарватера. Вскоре было установлено, что немецкие тральщики начали очищать от мин фарватер, чтобы обеспечить выход кораблей. Подводники решили выждать, когда тральщики вернутся на базу, – и вновь заминировали фарватер. На поставленных минах вскоре подорвались и пошли ко дну два транспорта противника.  По сведениям из военных источников, за период с июня 1941 по конец 1942 г. подлодка  «Л-3» участвовала в четырёх боевых походах, при этом на минных постановках и в результате торпедных атак было потоплено или повреждено 12 судов противника.  Особенно удачным выдался август 1942 г., когда наша подводная лодка торпедировала танкер водоизмещением 15000 т, миноносец и 4 транспорта, а на поставленных ею минах подорвались ещё два судна и немецкая подводная лодка. Весь экипаж лодки в октябре был награждён правительственными наградами, а старпом капитан-лейтенант Коновалов – высшей наградой Родины – орденом Ленина.
В ноябре 1942 г. на поставленных лодкой минах подорвались ещё 5 транспортов противника.
22 марта 1943 г. Коновалов принимает командование лодкой, которая к тому времени стала гвардейской. И вот тогда в полной мере проявились его выдающиеся командирские способности. Каждый боевой поход вошёл в историю подводной войны, как образцовый с точки зрения военного искусства. Новаторский подход командира обеспечивал блистательные победы. 
Побед приходилось добиваться, сталкиваясь с огромными трудностями. Вплоть до второй половины 1944 г.  советский Балтийский флот был практически намертво заперт немцами и финнами в Ленинграде и Кронштадте. Выход любого надводного корабля был абсолютно невозможен из-за многоярусных минных полей и простреливавшейся  артиллерией противника  морской акватории. За это Балтику называли «супом с клёцками». Прорваться в Финский залив удавалось только подводным лодкам, и то с большими потерями. За этот период лодкой под командованием Коновалова было совершено 3 боевых похода в южную часть Балтийского моря. Было потоплено десять судов противника: пять торпедами и пять подорвались на минах. 
В начале февраля 1945 г.  у Земландского полуострова «Л-3», действовавшая в сложных условиях малых глубин,  торпедировала  вражеский корабль, который вёл артиллерийский обстрел наступающих советских войск. Во время контратаки на лодку было сброшено 28 глубинных бомб. За этот подвиг весь экипаж лодки (54 человека) был награждён медалями «За взятие Кенигсберга». 
А теперь подробнее о главном подвиге Владимира Коновалова.

Апрель 1945-го.  Преодолев  противолодочный барьер в Финском заливе,  подводная лодка заняла позицию на выходе из Данцигской бухты, неподалёку от маяка на полуострове Хела. Опасаясь атаки советских кораблей, противолодочные силы фашистов держали под контролем буквально каждый квадрат морской поверхности и глубин. Уже было известно о потоплении 30 января другим знаменитым  советским подводником-балтийцем, близким другом Владимира Коновалова, Александром Маринеско,  вражеского судна «Вильгельм Густлов» водоизмещением 25484 т, а 10 февраля ещё одного – «Генерал Штойбен» водоизмещением 14660 т, на  которых находилось около 9 000 фашистов. Немцы удвоили бдительность. 

В ночь с 16 на 17 апреля море  сильно штормило. Подводная лодка уже четвёртые сутки находилась в этом районе. Командир не покидал свой пост у перископа. Акустики замерли в ожидании: не раздастся ли в наушниках шум винтов приближающегося корабля противника. Ближе к полуночи ими был обнаружен караван: большое судно в сопровождении  двух эсминцев. Как оказалось впоследствии, это был   военный транспорт «Гойя» водоизмещением  более пяти тысяч тонн. Транспорт спешно уходил на Запад,  на его борту находилось более 7200 гитлеровцев –  фашистские недобитки, удиравшие из Восточной Пруссии под ударами Советской Армии. Коновалов отдал приказ подготовиться к атаке. Положение осложнялось тем, что для сближения с целью подводной лодке нужно было развить максимальную скорость, а это возможно только в надводном положении, когда могли развить полную мощность  её дизельные двигатели. И Коновалов пошёл на этот огромный  риск. Командование фашистской эскадры и подумать не могло, что найдётся смельчак, способный практически в открытую пройти с ней  параллельным курсом.  Расстояние между лодкой и транспортом постепенно сокращалось. Дистанция залпа составляла около полутора километров. Громадный силуэт фашистского транспорта – под прицелом! Все замерли в напряжённом ожидании. Проходят томительные минуты... Ещё один маневр, чтобы поразить цель наверняка... Всё! Атакуем!  На часах – 23.52. Следуют  команды Коновалова: «Носовые торпедные аппараты... товсь!», а затем: «Пли!». Один за другим последовали два залпа. Торпеды попали точно  в цель. Раздалось два мощных взрыва, громадный вражеский транспорт стал стремительно уходить под воду и затонул через 7 минут после торпедной атаки. Так наш герой  отправил на дно целую дивизию противника! 

По  официальному свидетельству военных историков, гибель «Гойи» стала самой крупной катастрофой в истории мореплавания (как среди военных, так и среди гражданских судов), а командир советской подводной лодки – своеобразным «мировым рекордсменом» среди подводников. Для сравнения: на знаменитом «Титанике» людей погибло в пять раз меньше – 1517 человек.
После этой атаки Коновалов дал команду на срочное погружение и уже в подводном положении, путём сложных маневров,  сумел оторваться от преследования противника, которое длилось два с половиной часа.
Возвращаясь на базу, Коновалов « по пути» потопил ещё один транспорт противника. Это был удачный во всех отношениях поход!
Когда подводили итоги боевых операций на Балтике, оказалось, что «Л-3» заняла первое место среди подводных лодок  по количеству и тоннажу потопленных вражеских судов.
Командующий Балтийским флотом адмирал В. Ф. Трибуц сказал в июне 1963 г.: « По искусству кораблевождения, по использованию оружия, по тактике – словом, по всем боевым показателям, – «Л-3» не имела себе равных!»  Пять членов экипажа гвардейского минзага «Л–3» приняли участие в параде Победы. А в наши дни  рубка подводной лодки была установлена в Москве,  в Парке Победы на Поклонной горе.   

Увы, подвиг Коновалова не был  достойно освещён ни в военной печати, ни в гражданской прессе. А ведь аналогичные потери врагу  общевойсковая армия могла нанести лишь в многодневных кровопролитных боях, теряя при этом не одну тысячу своих бойцов... 
К сожалению, это была не первая несправедливость, с которой пришлось столкнуться выдающемуся подводнику. Представленный за уничтожение «Гойи» к званию Героя Советского Союза, он получил его только 8 июля 1945 г., одним из последних среди советских военных моряков. В послевоенных публикациях, посвящённых героям-морякам, упоминание о том, что Коновалов – Герой Советского Союза, кавалер трёх орденов Ленина, двух орденов Боевого Красного Знамени,  полководческого «Ордена Ушакова» II степени,  Отечественной войны I степени, Красной Звезды и многих медалей, зачастую отсутствовало. 
Наверное,  Владимир Коновалов, человек  прямой и принципиальный, привыкший без страха смотреть в глаза смерти, превыше всего ценивший дружбу и взаимовыручку, воинский долг и порядочность, презиравший подхалимов и трусов, не у всех окружающих вызывал чувство восторга.

После окончания войны герой-подводник продолжал служить на флоте, окончил в 1950 г. Военно-Морскую академию. 7 мая 1966 г. Владимир Константинович стал контр-адмиралом. С любимой супругой Лидией  они вырастили замечательных сыновей – Марка и Евгения, которые пошли по стопам отца и  стали офицерами-подводниками, капитанами первого ранга, командирами океанских подводных лодок-ракетоносцев. Офицером-подводником стал и внук Коновалова.
29 ноября 1967 г. Владимир Константинович Коновалов скончался от инфаркта. Так  безвременно оборвалась жизнь  легендарного подводника.  Он не дожил всего неделю до 56-ти... Хоронили своего боевого  товарища тысячи военных моряков-балтийцев. А над Невой и Финским заливом  чайки в этот осенний день  кричали особенно жалобно...

© Геннадий Любашевский, Запорожье

 


Автор:



Похожие новости
  • Писатели России в Харькове
  • Зачем писателям МСПСы?
  • Заводные революции
  • Комментарии

    Уважаемый Автор!

    Спасибо за интересный очерк.

    Хотел бы обратить Ваше внимание на одну неточность. Вы написали: "я решил как-то восстановить эту несправедливость". Восстанавливают справедливость! Зачем восстанавливать несправедливость? Видимо, Вы хотели устранить её, но выразились не точно.

    С уважением, Леонид Михайлович.




  • Добавить комментарий

    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив