Помимо всем известных понятий, таких как лейтмотив и красная линия сюжета произведения, есть ещё порой неуловимое, более тонкое и высокое понятие – «сверхзадача». Она действует на уровне подсознания. Её ввел К. С. Станиславский для обозначения той главной цели, ради которой создается пьеса. Термин быстро перешагнул театральную практику и приобрёл иносказательное значение: высшая цель, которую необходимо достичь. Вот о сверхзадаче нашего ВТС «Конгресс литераторов Украины» хотелось бы поговорить.
В двадцатом веке на Земле в войнах и конфликтах было убито людей больше, чем за всю историю человечества. Нравственные идеалы XVIII–XIX веков девальвировали в новых веяниях раскрепощённого человечества, сбросившего с себя многие ограничения свободы личности. То, что раньше считалось постыдным и унизительным, сейчас во многом стало нормой, девичья честь уже исчезает как понятие. Пресса, радио и телевидение передают репортажи и сообщения со всего мира о войнах, где гибнут люди, льётся кровь. Вперемешку со спортом и новостями искусства показывают катастрофы, терроризм.
Как мы на это реагируем? Никак. Мы привыкли. Мы любим винить политиков, ведь от нас ничего не зависит.
Человеческому интеллекту свойственно предвидение. Анализ – прогноз – наш выбор – действия – такова жизненная программа каждого из нас и человечества в целом.
Что посеешь... То, что мы сеем сегодня, завтра будет миром наших детей, и жаль будет, если им это не понравится и они нас за это осудят.
Человек в первую очередь является биологической системой. Система эта далеко не совершенна, поэтому воспитанием её можно несколько улучшить, но до идеала ей будет ещё очень далеко. Есть, конечно, люди, у которых развиты творческие потребности, с детства испытывающие тягу к знаниям, есть люди с альтруистическими потребностями, инстинктами, которые характерны не только для человека, но и для многих стадных и стайных животных (пчёлы, муравьи). Но часто человек пытается выделиться не собственными полезными для общества достижениями, а уровнем своего потребления повысить свой престиж за счёт демонстрации своих материальных возможностей, порой за рамками разумного. Без переделки биологической природы человека общество всегда будет сталкиваться с примерами антисоциального поведения.Можно, конечно надеяться, что в будущем наука найдет способ, как превратить всех людей в близких к идеалу существ, но когда это будет, и будет ли...
Успех может придти только тогда, когда резко повысится культура всего народа, когда престижными станут не степень потребления, а стремление помочь другим людям и принести пользу сообществу людей . Достичь этого можно только воспитанием, и это достижимо – примеров такого поведения людей в отдельных коллективах можно найти немало. К сожалению, деструктивные элементы сейчас влияют на значительную часть молодёжи своими порочными идеями и втягивают их в аморальные действия. В том, КТО ОКАЖЕТСЯ БОЛЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ, МЫ ИЛИ ОНИ, сегодня актуальный вопрос.
КЛУ – не политизированная организация, но он твёрдо стоит на основах высоких моральных идеалов, на общечеловеческих ценностях, издавна присущих нашему народу. Поэтому то, что КЛУ является объединением профессиональных литераторов, не должно закрывать двери перед желающими сделать свой вклад в литературу и культуру Украины на непрофессиональной основе. Надо отказаться от всех бюрократических ограничений для желающих вступить в КЛУ. Надо помнить, что членство в КЛУ ещё не даёт никаких привилегий, а только накладывает обязанность ТВОРИТЬ. Поэтому надо привлекать всех желающих сеять разумное, доброе, вечное. Что дальше? Сверхзадача – высшая цель, к которой необходимо стремиться. Вот о сверхзадаче нашего союза необходимо постоянно помнить.
Первоочередная задача – сформулировать смысл жизни каждого человека в совершенствовании жизни общества. Надо заложить основы для создания Государственного плана воплощения и развития такого смысла жизни, его формирования во всех составляющих, от обучения до профессиональной деятельности. Очень хочется, чтобы своими мыслями по этой теме поделились все члены и не члены КЛУ, чьи мнения и предложения, я надеюсь, будут опубликованы в газете и на сайтах.
К человеку будущего.
Сегодня, как никогда, напряжённость в обществе, взаимное непонимание, столкновение интересов показывает необходимость идеи, ведущей к миру. Без неё невозможен не только прогресс, но и сохранение ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО образа в лучшем моральном понимании его смысла. Гомо сапиенс – человек РАЗУМНЫЙ – уже давно перестал быть таковым. Войны за ресурсы, межэтнические и межконфессиональные конфликты, «жёсткая» конкуренция в бизнесе, удовлетворение сверхъестественных потребностей вышли далеко за пределы разумного. О том, что нет идеи, объединяющей людей, ведущей к миру и согласию, говорил даже наш Президент на встрече с журналистами. Давайте дадим ему эту Идею. Здесь, сейчас.
Из всех идеалов, а их придумали множество, Идеал Счастья – вершина системы человеческих идеалов. А вот он-то и не получил развития и воплощения на государственном уровне.
Всё чаще на разных уровнях нашего общества звучит вопрос «Что делать?». Давайте попробуем на него ответить.
Всеобщее счастье, как и всякий идеал, недостижимо, но стремление к нему, как и целенаправленная работа по его достижению, будет приближать нас к идеалу. Сейчас мы стремительно удаляемся от него.
Даже само понятие счастья не имеет однозначной трактовки, у каждого своё видение счастья и смысла жизни. Я пришёл к следующему.
СЧАСТЬЕ – ЭТО ТАКОЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОЕ ОТРАЖАЕТ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ ПРИ ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛЕЙ ИЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЖЕЛАНИЙ.
Оно уходит на второй план, когда нас постигает горе или неудачи, но возвращается сразу, как только мы с ними справимся. В обычной мирной жизни счастье зависит от нашего внутреннего психофизического состояния и от наших ЖИЗНЕННЫХ ПРЕТЕНЗИЙ. Наше счастье во многом зависит от нас. Искоренить в себе зависть, научиться реалистично мечтать, оценить правильно свою личность и свои силы и соответственно им выбирать цели – это первые условия счастья. Это ЛИЧНОЕ счастье. Оно предполагает, что мы справляемся со всеми своими обстоятельствами жизни, и нет внешних непреодолимых разрушающих наше счастье воздействий. Но они могут быть. Смысл жизни каждого человека – по возможности не допускать, чтобы они были.
Смысл жизни.
У животных он заключён в продолжении рода и сохранении вида. Самосохранение – основной инстинкт – это не только боязнь огня или любой опасности, но и генетически обусловленная непреодолимая тяга к размножению.
У людей, которые отличаются от животных более высокими умственными способностями, смысл жизни я вижу тоже более высокий. Сразу отмечу: разница умственных способностей у индивидов определяет и разницу их смысла жизни от возвышенного до непонимания его вообще. А надо, чтобы наши люди знали свой (!) смысл жизни. Для этого его надо чётко сформулировать и сделать достоянием нашей культуры и образования.
Смысл жизни ЧЕЛОВЕКА должен заключается в ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ РАБОТЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭТОЙ ЖИЗНИ.
Я вижу эту работу в стремлении к достижению ВСЕОБЩЕГО СЧАСТЬЯ на основе ПРАВДЫ с помощью НАУК и ИСКУССТВ. И здесь ТВОРЧЕСТВО (!) – основной элемент фундамента СЧАСТЬЯ.
Творчество свойственно человеку изначально безо всякой корысти, и появилось задолго до появления товарно-денежных отношений. Исток его – в желании сделать что-то полезное, красивое, радующее людей. Радующее, то есть дающее радость, без которой невозможно счастье. Творчество делает счастливыми многих людей и самого творца. Всех творцов, и композиторов, и архитекторов, и художников, и инженеров. И миллионы людей, для которых они творят, не рассчитывая на то, что когда-нибудь услышат от них слова благодарности. Сознание того, что он сделал доброе дело, делает творца счастливейшим из людей. Каждый человек должен быть творцом.
Творчество в технической области уже сделало жизнь людей несоизмеримо более комфортной и интересной по сравнению с первобытным обществом и животным миром. Изобретение колеса, электротехники, реактивного двигателя, новых материалов, компьютеров, беспроводных коммуникаций и многих других, отсутствующих в природе устройств и технологий, изменили нашу жизнь к лучшему. Сколько ручного и вредного труда взяли на себя автоматические производства! И 180-ти лет не прошло с момента открытия Фарадеем электромагнитной индукции, а как изменился мир! Информационные и коммуникационные технологии с фантастической скоростью и точностью позволяют обрабатывать и доставлять любые массивы информации в любую точку нашей планеты.
В то же время в социальной сфере, где работают обществоведы, сохраняются и даже культивируются неприемлемые отношения между людьми, которые не делают человечество более счастливым, не ведут к миру и согласию. Всеобщее счастье остаётся несбыточной мечтой. Почему?
Что сделали за тысячелетия (!) своего существования армии философов, историков, социологов, политологов, религиозных деятелей, культурологов и др. представителей общественных наук, чтобы ОБЩЕСТВО получило мир и согласие и такое же чёткое взаимодействие своих звеньев, как элементы в технике?
Очень наглядное сравнение. В компьютеры тоже деструктивные элементы периодически запускают разрушительные вирусы, но антивирусные программы не допускают их «побед» над полезными свойствами машин. Они автоматически уничтожают вредителей. Почему же в человеческом обществе нет эффективных средств защиты от преступной деятельности, разрушения морали, семьи, государства, мира? Не остановим эту агрессию – сами превратимся в животных.
Это колоссальная недоработка не только упомянутых обществоведов, но и педагогов, психиатров, психологов, юристов и ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ, КАК НАИБОЛЕЕ СПОСОБНОЙ И ПРИЗВАННОЙ РЕШАТЬ ЭТИ ПРОБЛЕМЫ.
Зачем я говорю о СМЫСЛЕ ЖИЗНИ, счастье, идеалах и человеке будущего? Цель – искать и собирать единомышленников для распространения идей совершенствования мира.Уверен, что этот разговор нужен, чтобы понять, где счастье «зарыто».
Знаю, найдём. Рано или поздно. Хотя Призрак Счастья ещё не бродит не только по Европе.Всем надо искать и реализовывать методы развития и внедрения разумного смысла жизни, и сделать его необходимым, как воздух, с детства. Это должно стать элементом культуры, образования, главной задачей в семейной жизни и производственных отношениях.
Было бы здорово, если бы мы в Украине (а не они где-то) впервые в мире поставили этот вопрос на государственный уровень. И чтоб не мы в Европу, а они к нам за смыслом жизни потянулись.
Что надо для этого делать? Многое. Главное, не убить мечту о всеобщем счастье и «сказку сделать былью»! Для этого рождён человек. В этом его смысл жизни.Давайте вместе думать, как создать детализированную программу реализации этой задачи по составляющим её элементам. Но сначала надо их определить.
1. Принуждение к миру.
На первом, довольно длительном этапе принуждение сохранится, пока Новая этика не станет нормой, такой же естественной, как сейчас отправление естественных нужд в туалетах, а не публично.
2. Неравенство.
Возможно ли счастье в условиях неравенства? Неравенство коррелируется с несправедливостью. Оно заложено в биологии человека: сильный – хилый, умный – «тормоз», красивый – неказистый, здоровый – больной. Есть ещё масса неравенств, определяемых социальным статусом, психическими особенностями личности (особо отмечу психопатическую агрессивность), но это отдельная тема.
3. Работа.
Да, работа – потрясающий источник удовольствия. Мне повезло: я получил бесценное наследство. После смерти матери я нашёл в одном из её писем 1946 года, где она рассказывала о трудностях послевоенной жизни, фразу: « Я умею и люблю работать». Это было НЕОБЫЧНО для меня и осталось в моей памяти как завещание матери. Я поразился тогда высотой этих слов и решил сделать всё, чтобы иметь право сказать: «Я умею и люблю работать!». Мне это удалось, и работа принесла мне много счастья. Уметь, быть мастером своего дела, страдать, когда не удаётся, и любоваться результатами упорного, иногда каторжного труда, радоваться успеху – это настоящее счастье. Не допускать в своей работе никакой халтуры. ТОЛЬКО БЕЗУПРЕЧНАЯ РАБОТА ИМЕЕТ СМЫСЛ. Только она даёт совершенную продукцию, гарантирует нас от катастроф и сулит признательность.
4. Конфликт потребителя и творца.
Творец и потребитель сочетаются в разных пропорциях в каждом человеке. Важно, чтобы в каждом из нас творца (созидателя, производителя) было больше, чем потребителя, иначе (если мы будем потреблять больше, чем производим) не останется тем, кто производить уже не может. Я имею в виду немощных стариков и инвалидов, в числе которых, рано или поздно, может оказаться каждый.
Творец – это не обязательно изобретатель, композитор и так далее. Конечно, архитектор, реализовавший свой сокровенный замысел, переполняется СЧАСТЬЕМ: красивый дом, привлекающий взоры тысяч людей, увековечивает его имя, в то время как механик, отрегулировавший карбюратор, испытывает чувство только собственного удовлетворения, пусть даже глубокого. Но творчество должно быть чертой характера и сопровождать человека всегда: рационально расставить мебель в квартире, подобрать удачно занавески, приготовить вкусный обед... Перечень этот бесконечен. Здесь главное – воспитать в себе тягу к творчеству и красоте, неравнодушие к халтуре. Только безупречная работа имеет смысл – это кредо творца. Потребитель никогда не испытывает такого удовлетворения и счастья, какое испытывают все творческие люди.
5. Школа. Реформа образования.
Растущий объём накопленных человечеством знаний, давно превзошёл психофизические возможности человека в его освоении и создал проблему, которую я назвал ИНФОРМАЦИОННЫМ ПОТОПОМ. Человек с рождения обречён на невежество, ибо он не может постичь и усвоить и малой доли Знаний Человечества. Это уже проявляется у людей в комплексах неполноценности, бравировании нежеланием учиться, «Учись – не учись, а дураком помрёшь». Появляются «хиппи» и «панки». Воинствующее невежество – это груз, который, как якорь, держит значительную часть человечества в трясине убогого миропонимания.
Выход есть. Для балерин и футболистов проблема решена давно. Они с детства знают, что будут значительными людьми – без знания законов Кирхгофа, постоянной Планка и тройного интеграла. И не комплексуют! Так надо ориентировать с раннего детства после тестирования.
В школе на начальном периоде обучения, параллельно с преподаванием общеобразовательных предметов, должны исследоваться разносторонние способности и склонности детей для дальнейшей специализации, аналитические и математические способности для выявления потенциальных учёных, музыкальный слух и фантазия будущих музыкантов и композиторов, объёмно-пространственное мышление, без которого невозможен конструктор, ассоциативное мышление будущих журналистов и поэтов, и многое другое.
Необходимые профессиональные знания и навыки для будущей работы юноши и девушки должны получать уже в школе до 17 лет.
Это поможет им достичь профессиональной зрелости к возрасту физического расцвета – 25 годам (так сейчас учат балерин, футболистов, музыкантов). Тогда максимально продуктивный период их деятельности во многих областях будет не менее двух десятилетий, ибо в возрасте после 45 лет начинает снижаться скорость и острота мышления, появляются проблемы трудоустройства. Сейчас из институтов не выходят профессионалами ни инженеры, ни гуманитарии. Им приходится доучиваться на практике от 5 до 15 лет, в зависимости от способностей и условий. Как правило, в научно-технических областях профессионалы «вырастают» к 35 годам. Вот и остаётся наиболее продуктивной деятельности 10 лет.
А балерина... А балерина к 18–20 годам уже почти само совершенство. Ещё немного практического театрального опыта – и достигнута вершина. То же может быть получено в инженерной деятельности. Только надо раньше выделить врождённые склонности и концентрировать обучение на профессиональном направлении с более раннего возраста. Конструкторов и инженеров для разных производств тоже можно «выпускать» прямо из специализированных школ. Совпадение профессионального совершенства с возрастом физического расцвета сулит выдающиеся достижения. При этом удваивается и срок наиболее продуктивной деятельности в возрасте с 25 до 45 лет. Это на порядок повысит эффективность работы людей всех профессий.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВСЕОБЩИМ и проходить в храмах Науки среди «икон» Бессмертных Ученых, Поэтов и Писателей, Отважных Первопроходцев и Исследователей, чей пример должен создавать священно-трепетную обстановку радостной жажды творчества.
Дети должны иметь нормированный рабочий день и ЗАНИМАТЬСЯ ТОЛЬКО В ШКОЛЕ. НИКАКИХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ! Родители тоже должны быть избавлены от дополнительной нагрузки, которую сейчас перекладывают на их плечи некомпетентные учителя.
Отбор на педагогическую работу должен быть через кастинг с предъявлением ТРЕБОВАНИЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МАСТЕРСТВУ УЧИТЕЛЯ (!) В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, чем к музыкантам в оркестре, актёрам в театре или к футболистам в клубных командах. Как слепой и глухой человек не может быть сторожем, так человек с каменным сердцем, не умеющий увлечь детей в мир науки, не может быть Учителем. Кандидатов в учителя надо искать как алмазы для последующей огранки в бриллиант Учителя.
Наука должна стать дорогой в будущее, в котором Идеал Счастья будет основой Смысла Жизни для всеобщего блага и добра.
6. Семья
И здесь есть что совершенствовать.
Родители – это, в первую очередь, тоже педагоги. А каков уровень их образования в этой области, мы не можем даже себе представить. На этот счёт нет ни научных, ни статистических данных. Известно только, что несчастливых семей много, страдают часто и дети, и родители.
Очевидно, нужен семейный кодекс и система образования и государственной ответственности за наличие условий нормальной жизни, а не только уголовной ответственности за насилие в семье. Именно в семье Идеал Счастья должен стать главным смыслом жизни её членов.
7. Искусство и СМИ.
Все произведения искусств должны быть ориентированы на то, что каждый человек должен быть счастлив, СМЫСЛ ЖИЗНИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЖИЗНИ ДЛЯ ДОБРА И ЛЮБВИ, а любое антисоциальное поведение недопустимо и неприемлемо. КАТЕГОРИЧЕСКИ ДОЛЖНЫ ПРЕСЕКАТЬСЯ ПОПЫТКИ ПРОПАГАНДЫ НАСИЛИЯ И ВРАЖДЫ, А ТАКЖЕ ПОНЯТИЯ СВОБОДЫ КАК ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ. Без ложного понятия о цензуре. Но везде должны быть «антивирусные» фильтры, не допускающие деградации человечества.
Тема эта требует продолжения до создания Государственной программы. По большому счёту, если вы согласны, придумайте ей название. Я её пока назвал «Гомосапиенсизм». Придумайте лучше.
Хотелось бы надеяться, что эта публикация положит начало походу Призрака Счастья, который «побредёт» не только по Европе. Я в это верю.
Жизнь даётся человеку один раз, и прожить её надо так...
Как? Давайте сформулируем смысл жизни человека, достойного называться действительно разумным, и попробуем привить его другим. Это сверхзадача всей нашей деятельности.
Анатолий Мозжухин,
первый Знаменосец
Председателя Земного Шара (см. "Юрий Каплан о времени и о себе")
Автор: Анатолий Мозжухин
Опубликовано: Анатолий Мозжухин от 10 июль, раздел: Полемика, просмотров 4 378