Общество Председателей Земного Шара, задуманное Велимиром Хлебниковым в 1916 г. и начавшее воплощаться в жизнь в 1920 г. в Харьковском городском театре, при посредничестве Сергей Есенина и его близкого друга Александра Мариенгофа, с самого начала задумывалось именно как общество, т.е. коллектив единомышленников по спасению Земли и переориентации человечества с военных рельсов на мирные. Предполагалось, что авторитетные и уважаемые личности разных стран объединятся для того, чтобы добиться прекращения войн и нацелить свои страны на более созидательные задачи.
Председателей должно было быть ровно 317. Почему именно такая цифра? Всё обуславливала Теория Чисел Хлебникова. Он увлекался нумерологией и занимался различными вычислениями, связанными с временем. Согласно Хлебникову, все происходящие в мире события, изменяясь во времени, становятся кратны трёмстам семнадцати, и отрезок времени между двумя периодами в 317 лет всегда ознаменован самыми громкими и яркими событиями, значимыми для Земли. В общем, цифра не случайная, но и звучащая с точки зрения психологии и социологии. которых нельзя не учитывать (везде, где речь идёт о взаимоотношениях между людьми), довольно противоречиво – как, впрочем, всё у Хлебникова, чьи, на первый взгляд, «странные» стихи и теории сначала воспринимались как игра, потом, после смерти поэта, как бред больного воображения и долго замалчивались, и лишь с 1962 года, когда в Калифорнии вышла в свет монография В. Ф. Маркова о поэмах Хлебникова, интерес к его творчеству стал резко расти.
Сейчас Велимир Хлебников считается великим поэтом, значительно опередившим своё время, человеком XXI века. Его усиленно издают и изучают, проводят научные литературные конференции, пишут монографии, благодаря чему современным людям стали более понятными его идеи, а пророчества подтвердились жизнью и повысили доверие к теоретическим изысканиями Велимира.
Известно, что Велимир не успел объединить столько людей в мировое – культурное и интеллектуальное – правительство и с помощью своих друзей нашёл и увлёк этой идеей всего около 50 человек. Среди них были поэты, писатели, художники, музыканты, даже лётчики и послы – в частности, Владимир Маяковский, Николай Асеев, Михаил Кузмин, Рюрик Ивнев, Василий Каменский, Михаил Зенкевич, Николай Евреинов, Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Мария Синякова, Леонид Пастернак, Артур Лурье, Зигмунд Прокофьев, члены китайского посольства Тинь-Э-Ли и Янь-Юй-Кай, абиссинец Али-Серар, американцы Крауфорд, Виллер и Дэвис. Поскольку в воззвании фигурировало слово «изобретатели», не исключаю, что люди данной профессии тоже могли быть в числе этого мирового правительства.
Неизвестно, все ли Председатели передавали своё звание избранным ими преемникам. Есть абсолютно достоверная цепочка Председателей-поэтов (Велимир Хлебников – Григорий Петников – Леонид Вышеславский – Юрий Каплан), и ходят слухи лишь об ещё одной цепочке, которая ведёт от художницы Синяковой к музыканту Африка из группы «Асса», но достоверен ли этот слух, сказать не могу. Вопрос передачи титула Предземшара недостаточно исследован, и, наверное, поэтому даже в Википедии – вроде как серьёзном интернет-ресурсе – стоит примечательная по своей абсурдности формулировка: «В 1960–80-е гг. некоторые из бывших членов общества превратили футуристическую идею 1916 года в литературную игру и уже самостоятельно, на свой личный выбор, избирали членов общества». Составители этой статьи в Википедии, похоже, даже не уяснили для себя, что Председатели обязаны сами выбирать себе преемников, и это их долг, а не игра, и подходить к этому вопросу они тоже должны не играючи, а очень ответственно. Нельзя увлекаться числом и не учитывать полное совпадение взглядов на вопрос и психологическую совместимость.
Скорее всего, далеко не все Председатели чувствовали серьёзность своей мистической миссии и возложенный на них долг, а кто-то просто опасался «влезать в политику», поскольку антимилитаристская деятельность всегда была очень небезопасным занятием. Что касается попытки переориентировать умы человечества на проблемы созидательные, исследовательские, научные, культурные, на изучение космоса – не этим ли занимался Советский Союз (чья творческая мысль прошла путь от разработок Циолковского до орбитальных станций), который «увлёк космосом» многие страны мира? Приятно сознавать, что и Председатель Земного Шара Леонид Николаевич Вышеславский сборником своих космических «Звёздных сонетов» – любимой книгой стихов Юрия Гагарина – вложил весомую творческую лепту в привлечение нескольких поколений советских детей к космосу, астрономии, космонавтике и избрание ими профессий, связанных с этими направлениями. Недаром его именем названа малая планета – астероид. Ощущая внутреннюю связь со всей нашей Вселенной, в том числе и с этим затерянным островком тверди в безбрежном океане космоса, поэт ласково называл её «моя планета», «моя Вышеславия».
Для самого Хлебникова, интуитивно чувствовавшего необходимость ориентации жизни на Земле на космические ритмы, на приведение земных законов в гармонию с природными законами большого Космоса, затея с Председательством вовсе не была игрой, как её легкомысленно, со смешком воспринимали для себя Есенин и Мариенгоф. Последний в книге мемуаров «Роман без вранья» вспоминает:
«Хлебников, в холщовой рясе, босой и со скрещёнными на груди руками, выслушивает читаемые Есениным и мной акафисты, посвящающие его в Председатели.
После каждого четверостишия, как условленно, он произносит:
– Верую.
Говорит "верую" так тихо, что мы еле слышим. Есенин толкает его в бок:
– Велимир, говорите громче. Публика ни черта не слышит.
Хлебников поднимает на него недоумевающие глаза, как бы спрашивая: "Но при чём же здесь публика?"
И ещё тише, одним движением рта, повторяет:
– Верую.
В заключение как символ Земного шара надеваем ему на палец кольцо, взятое на минуточку у четвёртого участника вечера Бориса Глубоковского.
Опускается занавес.
Глубоковский подходит к Хлебникову:
– Велимир, снимай кольцо.
Хлебников смотрит на него испуганно и прячет руку за спину.
Глубоковский сердится:
– Брось дурака ломать, отдавай кольцо!
Есенин надрывается от смеха.
У Хлебникова белеют губы:
– Это... это... Шар... символ Земного шара...»
Велимир Хлебников планировал с помощью Общества Председателей осуществить свои мечты о едином Государстве Земли, живущем в волнообразном ритме космоса. В своих работах «О строении времени», «О смене поколений» он выводит формулу шагов времени – 28. Каждые 28 лет происходит скачок в развитии, когда количество переходит в качество, и накопившиеся тенденции приводят к отрицанию предшествовавшего уклада жизни и к возникновению новых форм – в политике ли, экономике ли, технике, культуре, неважно, ведь всё это и есть разные стороны общественного уклада. Число 28 Хлебников считает числом разделяющим, антагонистическим, применяя это и к людям. Ирина Вышеславская, дочь Леонида Николаевича, пишет о своём отце в статье «Председатели Земного шара, или Великое правительство времени»:
«Он досконально знал и разделял многие теории Хлебникова, а стихи его знал наизусть. Это может показаться странным, поскольку Хлебников был авангардист, а Леонид Вышеславский скорее неоклассик, но Хлебников оказал на его творчество огромное влияние. ...Согласно хлебниковской волнообразной теории, отец и не мог быть никем другим, как неоклассиком. Но неоклассиком, перерабатывающим идеи предыдущего периода, поскольку в их рождениях расстояние не 28, что является полным отрицанием, а 29. Так это или нет, но идея сплава науки с поэтикой – один из основных постулатов Хлебникова, была полностью воспринята отцом. Мышление масштабами космоса, стремление к компрессии слова, что вылилось у Вышеславского в своеобразную афористичность, вера в предсказующую силу поэзии – всё это у него от Хлебникова. Впитал он в себя также и социальную позицию Хлебникова, выражающуюся в формуле "Обратное величие малого". Это касается, в первую очередь, отношений поэт-государство».
Величие малого, суверенность каждой отдельной личности, её необходимость для жизни целого (села, города, края, страны, в конечном счёте – для человечества) – это то, к чему мы даже не начинаем приближаться, где там! – ещё даже не осознали, не вместили в себя, не приняли душой как безусловную истину и как один из законов природы и космоса. Велимир чувствовал его ещё тогда, когда наша страна начинала отдаляться от этого закона на большое расстояние и последствия чего сказываются в обществе до сих пор.
А миссию поэта он рассматривал как нечто священное, мистическое, поскольку, являясь интуитивом, распространял эту особенность своего мышления и психической организации на всех пишущих. Конечно, на самом деле дело с миссией обстоит далеко не так. Однако безусловно верно то, что среди поэтов, особенно среди тех, для кого поэзия стоит на первом месте по значимости и является способом мышления и образа жизни, которые посвящают ей львиную часть своего времени и получают от неё ни с чем не сравнимое наслаждение, действительно много интуитивов со способностью предвидеть, предчувствовать, предупреждать, обгоняя время.
Я вам скажу, что из будущего чую,
Мои зачеловеческие сны...
Я, носящий весь земной шар
На мизинце правой руки...
Такие люди, разумеется, не просто могут, но должны нести людям свои знания и имеют моральное право предупреждать и говорить правду, независимо от того, нравится ли эта правда власть предержащим и вписывается ли она в законы государства конкретного исторического периода. Для этого надо иметь смелость. Хлебников надеялся, что Председатели как личности высокого нравственного уровня будут не только являть собою пример для других, не только нести свет знания и сплачивать людей своей духовной и энергетической силой, но и окажутся способны на Поступки с большой буквы. Жизнь показала, что человек несовершенен и, обладая чем-то одним, не всегда способен на другое: не может постоянно сохранять своё величие духа, перед машиной государства становится малой величиной, отказываясь принять свой пророческий жребий подобно Ионе.
Но никуда не денешься, эта сторона характера и сила духа для Предземшара тоже очень важна, и от неё в какой-то мере зависят сроки приближения того времени, когда, наконец, человечество почувствует себя единым целым, не унифицируясь при этом в один народ с одной религией и одной культурой. – Так ощущает себя единым организм каждого отдельного человека, все его составляющие, все органы и клетки, каждая из которых выполняет свою функцию для поддержания его жизнеспособности. Собственно, понимание нашего единства на планете и есть космичность мышления, т.е. то главное, что обязательно должно быть присуще Предземшара: знание различных культур, знакомство с другими языками, традициями и нормами, уважение особенностей других народов, чувство важности каждого народа для процветания нашей Земли. Это далеко превосходит то, как и теперь продолжают мыслить главы государств и правительств. Это выше отдельных государственных интересов, интересов отдельных групп населения и партийных группировок. В этом нет низких инстинктов обогащения, подавления, доминирования. Это в корне противоположно тому, чем руководствуется действительное теневое мировое правительство, «лишённое пространства» и разбросанное по разным странам, о котором так много намекают и в которое, как в сказочку для малышей, до сих пор не верит большинство населения Земли. Предчувствуя его, Хлебников и задумал в противовес создать свой институт Председателей.
Мистификация, забава, игра? Для кого-то, как для Есенина и Мариенгофа, – несомненно. Для Хлебникова – жизнь и цель. Для тех, кто понесёт его завет в народ, – факел эстафеты.
P.S. О возникновении идей, приведших к созданию Правительства земного шара, хорошо рассказано в научной работе литературоведа, кандидата филологических наук Александра Воинова (Запорожье). Привожу отрывок.
Александр Воинов
Философские аспекты проблемы войны и мира
в творчестве Хлебникова и Петникова
(отрывок)
«Русская литература начала ХХ в. – один из самых замечательных периодов в многовековой истории российской словесности... При бесконечном разнообразии литературной жизни этих лет общим для многих писателей было стремление к разрешению главного вопроса – судьбы России в знамении огненных событий – революций и войн. На этом многоцветном культурном фоне особенно заметно выделялась литература русского футуризма...
Известно, что русские футуристы, именовавшие себя «будетлянами», в своих коллективных сборниках предлагали сбросить Пушкина, Толстого, Достоевского с парохода современности и тем самым снять с этих имён, их произведений слой культурного глянца. ...Этот внешне эпатирующий призыв сделан подлинными ценителями творчества, сознающими себя наследниками великих кормчих. Вот как об этом пишет Хлебников: «Будетлянин – это Пушкин в освещении мировой войны, в плаще нового столетия, учащий праву столетия "смеяться" над Пушкиным 19-го века. Бросал Пушкина "с парохода современности" Пушкин же, но за маской нового столетия»...
Это литературное течение среди самых разнообразных литературных процессов 2-го десятилетия ХХ в. выделяется своим воинственным по духу и, как правило, антимилитаристским настроением. Воинствующий оптимизм «воинов времени» ярко сказался в декларации «Труба Марсиан», созданной в 1916 году и подписанной Хлебниковым, Петниковым, Асеевым, Марией Синяковой; рядом значилось имя поэта Божидара, к тому времени уже умершего. Это совместное выступление содержит в себе три главных причины, обусловивших всё многообразие... проблемы войны и мира. Во-первых, дальнейшее сосуществование двух непримиримо чуждых друг другу частей человечества признаётся невозможным: «Пусть млечный путь разделится на млечный путь изобретателей и млечный путь приобретателей. – Вот слова новой священной вражды». Во-вторых, «изобретатели в полном сознании своей особой породы... отделяются от приобретателей в независимое государство времени (лишённое пространства)» и тем самым образуют совершенно новое, внепространственное государство воинов-творцов. И, наконец, в-третьих, ...будетляне «осуждены завоевать мерой и временем наши права на свободу от грязных обычаев людей прежних столетий». Здесь следует обратить внимание на главное направление войны за свободу – меру и время, так как завоевание времени, распознание его природы открывает перспективы личного и всечеловеческого бессмертия, предвидения будущего.
Важно отметить, что военные устремления «марсиан» (а именно так согласно приказу «короля времени Велимира I-го» должны именоваться будетляне) движимы не агрессивными захватническими настроениями, а любовью. Поэтому не удивительно, что войско государства времени – «весеннее войско любви», а его «боевой отряд» – изобретатели.
В следующем 1917 году, в апреле, Хлебников и Петников создают свой знаменитый манифест «Воззвание председателей земного шара». Это, пожалуй, одно из самых ярких антивоенных выступлений этого периода... Григорий Петников в своём письме к Леониду Вышеславскому так писал о замысле воззвания: «Председатели земного шара, возникшие в 1916-м, в пору империалистической войны, в первую очередь как протест против войны, – своего рода комитет в защиту мира, которого тогда ещё не было...».
Обвиняя государства пространства в бессмысленной кровавой бойне, «председатели земного шара» выступают как исполнители воли солнца, как «главноуполномоченные его приказов»... Их суд – это приговор природы над неразумными порядками государств земли... Хлебников говорил о «молнийно-световой природе» мира, понимая молнию как энергию... Энергия мира восстаёт против неестественности войны между государствами, и она же привлекается будетлянами для научного «построения» нового человечества «по законам лучей при помощи уравнений рока», где уравнения рока – это законы времени, открытые Хлебниковым.
Осуждая государства прошлого за то, что ими «нагло выведена война в круг Невест человека», Хлебников и Петников не допускают какого бы то ни было их оправдания:
Если же возразят,
Что государство пространств не подсудно
Как правовое соборное лицо,
Не возразим ли мы, что и человек
Тоже двурукое государство
Шариков кровяных и тоже соборен?
Устанавливая этим соотносительное уподобление государств и людей, художники не просто уравнивают их в правах, но спрашивают:
Прилично ли Господину Земному Шару
(Да творится воля его)
Поощрять соборное людоедство
В пределах себя?
Идеи воззвания побудили председателей земного шара привлечь к своему труду большое число сторонников, среди которых Маяковский, Евреинов, Пастернак, Малевич, Каменский и многие другие. Все они образовали новый союз – Общество председателей земного шара. Показательна история, происшедшая 25 мая 1917 года, когда Хлебников, Петников и присоединившийся к ним позднее Маяковский демонстративно разъезжали по Петербургу на грузовике, украшенном знаменем Предземшара и антивоенными плакатами с рисунками Ю. Анненкова. В 1916 году, словно предвидя этот антивоенный «поход», Григорий Петников в стихотворении «Россия» писал:
Взволнованный август защитного цвета,
В пыли и прощаньи,
Блистании медных оркестров –
И свинцовое падает солнце
Под диким полоном войны.
И в «адище города» входят –
Наш Маяковский
И, крик земного шара услышав,
С «Трубой Марсиан» Велимир.
В общих своих чертах это пантеистическое видение мира и себя в нём составляет философскую основу поэтики... Хлебникова и Петникова, о которых нередко судят как о поэтах слишком сложных, заумных, непонятных... На подобные суждения можно ответить словами Максима Рыльского: «И не нужно же, наконец, требовать, чтобы все поэты были непременно ясны, "как стакан воды". Бывает же – признаемся в этом! – и пленительная неясность».
© Светлана Скорик
Автор: Светлана Скорик
Опубликовано: skorik от 21 январь, раздел: Каплантида, просмотров 6 192