Хочется поднять тему, интерес к которой пробуждался в нашем народе буквально на моих глазах. Она, может быть, не совсем поэтическая, однако отношение к литературе имеет самое прямое, хотя и связана больше с историей. Это тема краеведения и начинающих создаваться во многих местах «историй рода» – поразительных человеческих документов, аналогов которым в нашем крае ещё 10 лет назад не существовало или, по крайней мере, о них нигде не упоминалось.
В детстве я наслушалась удивительно интересных маминых историй о нашей семье – мастерица рассказывать она была знатная. Да вот только начинались все эти истории от её дедушки и бабушки – дальше, вглубь веков, семейные предания не заглядывали. Как, наверное, и во многих семьях простого происхождения. Чем гордиться-то было? Селяне, холопы, быдло, низы, серая масса – так, кажется, называли представителей большинства, кормильцев и хранителей нашей культуры? А заглянуть-то и сохранить память, наверное, следовало бы. Но не принято было в семидесятые, брежневские годы ворошить историю. И недаром. Ведь почти в каждой семье были репрессированные, во многих – более дальние, дореволюционные корни оказывались причастными к «голубой крови», за которую тогда по головке не гладили. Не говоря уже о казачестве, которое вплоть до нашей независимости оставалось запретной темой.
То, что с началом образования государства Украина перестали клеймить любовь к родной земле, а воспоминания о славных страницах прошлого начали, наоборот, поощряться, я считаю одним из слишком немногих наших достижений на сегодняшний день. И прекрасно, что официальным, дозволенным патриотизмом на этот раз мы не ограничились. Во многих семьях стали рисовать «генеалогическое древо», прослеживать истоки своего рода, воссоздавать прошлое городов и поселков. Казалось бы, ничем особенным не выдающиеся, все эти маленькие провинциальные местечка были на самом деле прочно связаны сотнями разнообразных нитей с громкими событиями и великими деятелями нашей истории. Каждый камень, по которому мы ходим, оказался причастен ко многим тайнам и загадкам прошлого.
Отсюда и бурный рост официального и народного краеведения за последние десять лет. Каждый неравнодушный, умеющий писать вполне приличные статьи хотя бы для районной газеты, внёс свой вклад в копилку народной памяти, и поэты оказались увлечены этим потоком не меньше, чем другие люди. Я не один год изучаю историю и пишу на эту тему – может быть, поэтому ко мне по закону духовного сродства притянулись люди, так же увлечённые историческим прошлым. Ещё на заре создания литературного альманаха «Провинция», в конце 90-х годов, когда наша поэтическая ассоциация «Кольцо» завязывала творческие связи со студиями из других областей, я познакомилась с крайне интересным краеведческим журналом, выпускаемым известным в Донецкой области литератором Евгением Фиалко. Журнал называется «Неизвестная Дружковка». За время его существования историки, журналисты, краеведы, поэты и писатели из этого города смогли заложить надёжную базу для будущих учебников по истории родного края (в том числе и по истории дружковской культуры: литературы, искусства, музыки и песни, театра). А история Дружковки, как выяснилось, прямым образом относится к украинскому казачеству и даже к событиям «Слова о полку Игореве», не говоря уже о древних народах, населявших эту местность тысячелетия назад. Не могу удержаться и не назвать хотя бы одного имени, крепко связанного с изучением «белых пятен» прошлого этого края: Микола Янко. Это его статьи и рассказы появлялись в дружковских периодических изданиях, каждый раз вызывая у читателей приток живого интереса к собственной истории. Это о его оригинальных исторических гипотезах увлечённо рассказывал мне главный редактор популярной дружковской газеты «Окно».
Так получилось, что в следующем литературном клубе, с которым мне довелось познакомиться, когда я побывала в г. Геническ Херсонской области, было тоже немало увлечённых историей родного края. Мало того, что эти одаренные творческие люди – поэты, актеры, музыканты, философы, художники – сами создавали современную историю родного города, внося в его культуру свои достижения, но иные из них буквально по крупицам собирали и воссоздавали память о былом Геническе и его жителях. В этой связи хочется отметить замечательный труд художника, публициста и краеведа Виталия Пихули, – который, кстати, принимал участие в нашей «Провинции» при её становлении, – книгу «Геническ и геничане».
В той же Херсонской области, в пгт. Нижние Серогозы, живёт Юрий Безух – врач, поэт, философ, сотрудничавший с нашими альманахами «Провинция» и «От сердца к сердцу», когда они выходили, но и теперь остающийся нашим другом, – автор нескольких обширных краеведческих трудов. В его «Квітці степовій» на основе архивных документов и археологических исследований повествуется об увлекательных страницах истории, природы и быта Южной Таврии. Этот труд является настоящим кладом для студентов и школьников, а также для всех, кому не безразлично, что было на наших землях задолго до казачества. Как человек, не понаслышке знакомый с творчеством Юрия Безуха, отмечу, что и в его поэтических сборниках историческая тема является одной из главных для автора. Бывалый турист, путешествовавший в своё время по красивейшим местам СССР, а теперь страстно увлёкшийся посещением национальных святынь Украины – мест, духовно связанных с происхождением зачатков современной цивилизации, – Безух и в краеведческие исследования умеет внести поэтическую струю, а в поэзии осуществить связь разных поколений.
Интересной изюминкой в литературе поэтико-краеведческой направленности является книга «Евпатория. По городу с поэтом...» крымчанина Анатолия Абдулова, который, как и Юрий Безух, специально приезжал к нам в Запорожье, чтобы не только пообщаться с поэтами, но, главное, чтобы посмотреть на остров Хортицу, наше национальное достояние. Поэт, бард, астролог, увлеченный родной Евпаторией, Анатолий составил этот сборник из стихотворений, посвященных знаменитым местам древней Евпатории – Гезлева – Керкинитиды, её храмам и мечетям, колодцам и башням из крымских легенд, музею, театру, старинной библиотеке, некрополю и даже знаменитому городскому голове Дувану. Интересно, что и в россыпи его новых стихотворений-рубаи, напечатанных в одном из номеров альманаха «От сердца к сердцу», Абдулов продолжает тему исторической Евпатории.
Постоянным автором запорожских альманахов являлся и фронтовик, поэт, прозаик и краевед из Ковеля Владимир Фёдоров. Фактически всё его творчество связано с историей – не столь давней истории Великой Отечественной войны, участником которой он был до последнего дня, или очень давней, истории времен Киевской Руси и Московского царства, связанной с его родным краем. Мы переписывались, и в каждом конверте я получала бесценный материал – его фронтовые и историко-краеведческие рассказы и повести, напечатанные на машинке, сколотые скобами или в самодельном переплете, но несущие столько любви к Ковелю и Волынскому краю, столько знаний о его прошлом, о людях, с ним связанных, что нельзя не дивиться необычайному упорству, трудолюбию и энтузиазму Фёдорова. Он является автором обработанных в форме трёх исторических повестей старых легенд о Ковеле («Кузнец Воля», «Воля – сын Воли», «Хозяйка Миляновичей» ) и связанных с ними некоторыми общими героями повести «Тур Русина»; документально-исторической повести «Жидиченская обитель» и исторического романа «Ковель: имение князя Курбского»; а также цикла художественно-автобиографических рассказов «Зигзаги судьбы». Было бы прекрасно, если бы трудами Федорова наконец-то заинтересовались в родном городе и помогли издать эти произведения, безусловно, заслуживающие внимательного изучения хотя бы на Волыни.
Среди стихотворений запорожской поэтессы Лорина Тесленко есть немало и на историческую тематику. Но я не об этом. Лорина выпустила в свет уникальное издание о своём роде, с фотографиями и рассказами о каждом члене большой, ветвистой семьи её прапрапрадеда, казака Ступы. Здесь же находится и её поэма «Як на довгій ниві...», посвященная дедушке Лорины. Это один из удивительных человеческих документов последнего времени, история рода, изложенная в поэтической форме.
За год до смерти моей мамы я уговорила её записать всё, что она рассказывала мне в детстве. Она успела. Я думаю, во многих семьях есть подобные записи, пусть отрывочные и лишённые литературных достоинств. Мы можем просто сохранить их для внуков и правнуков. А можем, как это сделала Лорина, превратить в поэму. Или в повесть. Кому как легче. В любом случае, даже если просто бережно хранить записи своих предков, это поможет тем, кто придет после нас, осознать себя, свои корни, разглядеть красоту и достоинство своей земли, которой есть чем гордиться.
Мы не сироты, не безотцовщина и не новички на исторической сцене – за нами долгий и тернистый шлях разных народов нашего края, который не может не вдохновить на новые победы и достижения. А без корней мы лишены уверенности в себе, лишены своего пути, своей значимости и порождаем поэзию суицида, дешёвой и злой иронии и сарказма, чёрного юмора. Вот почему я подняла эту тему, почему считаю её сейчас очень важной. Ведь это имеет прямое отношение ко всем нам, ко всему, чем мы занимаемся. В том числе и к поэзии. От нашего самоосознания, в частности, зависит и то, чего сможет добиться наш народ, какую литературу он создаст, какие культурные ценности предложит миру – мелочёвку, «поток сознания», поэзию без смысла, цели, темы (и рифмы)? «Культовые» романы, наполненные хандрой, пессимизмом и агрессией? Или нечто, обладающее вечной, непреходящей ценностью для человечества? Если мы хотим строить, а не хоронить, создавать, а не разрушать, нам необходимо пересмотреть свою самооценку, оценку своих корней и, в целом, собственного народа. Только тогда, ощущая за спиной дыхание бесчисленных поколений, мы сможем выйти на арену истории современной цивилизации с поднятой головой. И тогда за нами – будущее.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.